Растворители
На первый взгляд использование растворителя для автомобильной краски никаких сложностей в себе не таит. В инструкции обычно указываются: соотношения, рекомендации и точные указания – ошибиться здесь можно по неосторожности. Однако не все инструкции, отпечатанные на бумаге, являются лучшими рекомендациями, а написание ее стимулирует не только желание перестраховаться, но и коммерческая составляющая: большинство производителей рекомендует пользоваться продукцией своей компании, т.е. растворителем дорогим и надежным. Между тем, понимание принципа разведения эмалей, степени и качества его влияния на результат, позволяет большинство дорогостоящей продукции заменить на отечественную номерную продукцию.
Принцип использования растворителей.
Результат покраски – надежное покрытие, защищающее металл не только от коррозии, но и от небольших механических повреждений. Однако эмаль поставляется в жидком виде, а для ее нанесения требуется ее еще и разбавить. После нанесения краски на поверхность, необходимости в растворяющем веществе уже нет, т.е. оно испаряется. Скорость испарения – первый параметр, по которому можно классифицировать растворяющие вещества:
- Быстрые — чаще применяются зимой.
- Универсальные — предназначены для переходных сезонов.
- Длинные (медленные) — применяются при повышенной температуре воздуха.
Разведение краски растворителем.
Основные компонентами стандартного растворителя считаются – уайт-спирит, толуол, ксилол, сольвент, нефрас, бутилацетат и пр. Разница между растворителями кроется в соотношении. Наиболее популярный состав – № 646, его преимущество и недостаток - в агрессивности, приводящей не только к разбавлению основы, но меняющей ее состав. Пользоваться им следует с большой осторожностью, но для акрила и большинства грунтовок 646-й является пригодным. Несмотря на точный состав, изначальная чистота использованных при его изготовлении веществ может отличаться, поэтому большинство маляров использует 646-й только для мытья пистолетов, где его агрессивность находит хорошее применение.
Уайт-спирит же не подойдет для разведения акриловых продуктов, но он отлично подходит для растворения резинобитумных, сланцевых и обычных мастик. Однако обычная облость применения этого вещества – обезжиривание поверхностей, так как уайт-спирит содержит большое количество примесей, оставлящих осадок уже через год хранения. Уайт-спирит художественный может его заменить.
647-м растворитель используется для нитролака и нитроэмали, предназначенные для нанесения на авто. Пользоваться им также нужно с крайней осторожностью из-за агрессивного состава. Более мягким составом обладает № 650, использование которого пригодится при работе с большинством эмалей и лаков.
Алкидные эмали рекомендуется разводить растворителем Р-12, состоящим из смеси бутилацетата, толуола и ацетона. Можно применить его и с эмалями, в основе которых хлорированные полимеры (ХС и ХВ).
Правильное разведение краски.
Соотношение по разбавлению красящего вещества указано на каждой банке. К примеру, при наличии отвердителя, правильно не разбавлять акрил сильно, а добавить лишь небольшое количество разбавляющего вещества, необходимого для удобства нанесения. По отношению к готовому составу это не более 20-30% от объема. Заменить акриловый растворитель можно на Р-12.
Правильно разведенная эмаль та, что лучше ложится. На глаз можно определить так: если краска льется – разбавлена слишком много, капает – разведена нормально. Для лучшего контроля рекомендуется сделать выкраску, т.е. небольшой тест-напыл после добавления отвердителя и растворителя. Единой инструкции нет, так как каждый краскопульт имеет свои особенности: покрывать он должен сплошными плотными слоями, высыхающими на поверхности, легко растворяющимися друг в друге. Для теста можно добавлять растворитель прямо в бачок краскопульта и отмечать результат.
Покраска напрямую связана с температурой и насыщенностью воздуха парами воды. Перед тем как приступить к смешиванию, нужно иметь данные о температуре воздуха в камере: при отклонении °C на 4-6 градусов от комнатной, раствор нужно разбавлять больше. Кроме того, не забывать, что высыхание покрытия начинается сразу же после контакта с воздухом, т.е. вязкость ее меняется от слоя к слою: если температура высокая, а работа идет медленно, придется добавлять растворитель к уже готовой краске.